1 августа 2018 года Федеральная налоговая служба России разместила на своем сайте сведения, которые раньше относились к налоговой тайне. К ним относятся данные о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря прошлого года. Благодаря указанной информации налогоплательщики смогут выбирать надёжных партнёров для своей успешной деятельности.
Публикация этих сведений стало возможным благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ в статью 102 Налогового кодекса РФ. Данные публикуются в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@ (ред. от 30.05.2018).
А уже 7 августа УФНС по Хабаровскому краю рассказало, как нужно искать информацию о потенциальном деловом партнере в целях проверки его добросовестности. В частности, обезопасить себя от заключения сделки с недобросовестными деловыми партнерами поможет самостоятельная проверка контрагентов. Для этого налоговая служба рекомендует предпринять следующие действия:
1. установить наличие информации, которая ставит под сомнение добросовестность контрагента, в электронных сервисах ФНС России и других официальных ресурсах, например:
- «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» - /egrul.nalog.ru/;
- «Прозрачный бизнес» - https://pb.nalog.ru/ (с 01.08.2018);
- «Вестник государственной регистрации» - http://www.vestnik-gosreg.ru/search/;
- «Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов» - http://fssprus.ru/iss/ip/;
2. изучить сведения о контрагенте, размещенные в сети Интернет и средствах массовой информации (сайт контрагента, информация о нем в новостях, рекламе, отзывы покупателей, объявления), а также сведения из баз данных таких информационных ресурсов как ИАС «FIRA PRO», ИР «СПАРК», веб-сервис «Контур.Фокус» (при наличии возможности);
При выборе контрагента желательно сделать экранные копии Интернет-страниц с информацией о нём, распечатать их либо сохранить в памяти компьютера. В последствии это поможет доказать, что проверка контрагента действительно проводилась;
3. убедиться, что должностные лица контрагента располагаются по адресу его регистрации, доступны для связи по указанным ими номерам телефонов, адресу электронной почты;
4. запросить документы, подтверждающие право контрагента осуществлять заявленный вид деятельности (лицензии, сертификаты), полномочия должностного лица, подписывающего договор, и первичные учетные документы (внутренние приказы, протоколы об избрании руководителя организации, доверенности).
5. убедиться в наличии у контрагента ресурсов, необходимых для исполнения договора (квалифицированный персонал, производственные мощности, технологическое оборудование).
Кроме того, рекомендуется сохранять деловую переписку с контрагентом.
Анализ сведений, содержащейся в указанных выше информационных ресурсах, а также запрос необходимых документов позволят значительно снизить риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и, как следствие, возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Вместе с тем, важно обеспечить сохранность всей первичной документации, позволяющей подтвердить реальную возможность исполнения сделки конкретным контрагентом.
В случае привлечения контрагента для выполнения работ либо оказания услуг, организация должна располагать сведениями и первичными документами о лицах, выполняющих работы либо оказывающих услуги (квалификация, график и условия работы, паспортные данные).
В случае приобретения у контрагента товара, организация должна располагать сведениями и первичными документами о номерах транспортных средств, на которых осуществлялась доставка товаров, лицах его сопровождающих, пунктах погрузки/разгрузки товаров, лице, передавшем груз и т.д.
Также налоговики предупредили, что «покупать» вычеты по НДС бессмысленно, так как все отраженные в отчетности операции по НДС контролируются на федеральном уровне посредством ПО «АСК НДС-2». Заявление вычетов по «проблемным» контрагентам приведет к пристальному вниманию со стороны налогового органа и проведению к углубленной камеральной налоговой проверки декларации по НДС в отношении организации.
Источник: ФНС России